6.3.Определение целесообразности создания терминалов

              Определение целесообразности создания терминалов

 

 Основной задачей терминалов является организация перевозок мелких отправок, поэтому целесообразность создания терминалов определяется путем сравнения терминальной и прямой перевозок грузов в магистральном сообщении.

1. В условиях рыночных отношений сравнение терминальной и прямой перевозок проводится по затратам (тарифам) отправителей и получателей на доставку груза на всем пути следования от отправителя до получателя с учетом качества и условий работы всех участников доставки (грузоотправителя, грузопо­лучателя, перевозчика и экспедитора).

2. При определении целесообразности создания терминалов для сравнения принимаются схемы терминальной и прямой перевозки мелких отправок (рис. 1).

К мелкой отправке относится отправка груза, не обеспечивающая полного использования грузоподъемности или вместимости единицы подвижного состава при перевозке. При междугородной перевозке к мелким относятся отправки весом до 5 т.

При терминальной перевозке сбор груза и доставка его на терминал отправления, а также развоз с терминала в пункт назначения производится автомобилями средней и малой грузоподъемности. При прямой перевозке сбор и развоз отправок производится непосредственно большегрузным автомобилем, выполняющим магистральную перевозку.

При этих схемах доставки грузов в международном сообщении помимо погрузки у отправителя и разгрузки у получателя с учетом перевозок в пунктах отправления (назначения) груза производится сбор (развоз) груза, а также таможенное оформление на терминале, разгрузка автомобиля, сортировка, хранение груза и погрузка в автомобиль. При прямой перевозке таможенное оформление груза производится в установленных складах временного хранения у отправителей, получателей или таможенных органов.

Терминалы, выполняющие международные перевозки грузов, получают статус складов временного хранения, их работа регулируется Положением о временном хранении (складах временного хранения), утвержденным Главным таможенным комитетом Российской Федерации.

3. Условием эффективности терминальных перевозок является:

Т < П,

где Т — затраты при терминальной перевозке; П — затраты при прямой перевозке.

Рис. 1. Схема терминальной и прямой перевозок мелких отправок в магистральном сообщении

4. Исходя из вышеприведенных схем перевозок, эти затраты (кроме затрат на погрузку, разгрузку у отправителя и получателя, а также таможенную обработку, принимаемых одинаковыми при обоих вариантах) определяются следующим образом:

 

 Терминальная перевозка

 

Т = Тр + Тмпг = (Ссб + Р + С + Х + З) + Тмпг,

 

где Т — затраты при терминальной перевозке; Тр — расходы терминала; Тмпг — расходы по магистральной межтерминальной перевозке; Ссб — расходы по сбору или развозу груза малотоннажным автомобилем; Р — расходы по разгрузке на терминале; С — расходы по сортировке груза на терминале; Х — расходы по хранению груза на терминале; З — расходы по погрузке на терминале.

 Расходы по погрузке, разгрузке, сортировке и хранению грузов на терминале принимаются по тарифам терминала, определяемым с учетом условий его работы.

 Прямая перевозка

 П = Ссб + Тмпг,

 где П — затраты при прямой перевозке; Ссб — расходы по сбору или развозу мелких отправок автомобилем, выполняющим магистральную перевозку; Тмпг — расходы по магистральной перевозке груза.

5. Расходы по сбору и развозу мелких отправок при терминальной и прямой перевозке определяются исходя из затраченного автомобилем времени и стоимости автомобилечаса в зависимости от грузоподъемности и назначения автомобиля.

6. Расходы на магистральную перевозку отправки определяются путем деления всех расходов за 1 рейс на количество отправок.

 

Тмпг=Р/П,

 

где Р — расходы за 1 рейс; П — количество перевозимых отправок.

7. Расходы за рейс должны обеспечивать возмещение затрат на магистральную перевозку в рублях (Рр ) и валюте (Рв ), а также прибыль (Я):

 

Р = Рр + Рв + Я.

 

Эти расходы принимаются по договорным тарифам, устанавливаемым соглашением экспедитора или перевозчика с отправителями (получателями) грузов или другими транспортно-экспедиторскими организациями.

 

8. При международных перевозках на величину затрат и принимаемых значений показателей при сравнении терминальных и прямых перевозок грузов, а также на качество обслуживания отправителей, получателей существенное влияние оказывают особенности доставки и таможенное оформление грузов. Оно заключается в большой сложности развоза и сбора мелких отправок при прямой перевозке из-за того, что каждое открытие, закрытие кузова автомобиля, погрузка и разгрузка груза должны производиться под таможенным контролем на специально выделенных для этого складах временного хранения грузов у клиентов или таможенных организаций.

 

Такой порядок приводит при развозе (сборе) к длительным простоям дорогого автопоезда и значительным организационным трудностям. При отсутствии оформленного склада временного хранения у получателя разгрузка производится на складе таможенных организаций с приемом и вывозом груза получателем, в то время как при терминальной перевозке таможенное оформление производится на терминале, и поэтому сбор (развоз) груза может быть произведен с любого склада клиента и любым автомобилем, соответствующим весу перевозимой отправки.

 

При прямых перевозках возникают трудности в подборе за короткий период достаточного количества партий для загрузки большегрузного автомобиля из-за предъявления отправок к перевозке в разные дни месяца. Терминал за счет хранения груза «сглаживает» эту неравномерность и обеспечивает полную загрузку автопоезда, выполняющего международную перевозку. Поэтому при терминальных перевозках загрузка автопоездов, осуществляющих межтерми- нальные перевозки, значительно выше, чем при прямых перевозках.